Выставка "Палладио в России" открывается в Музее архитектуры и в Царицыно

24.04.2015, 15:50
| Просмотров: 375
Поделиться
Выставка "Палладио в России" открывается в Музее архитектуры и в Царицыно

Масштабный выставочный проект "Палладио в России", рассказывающий об истории русского европеизма от Петра Первого до середины ХХ века, открывается в чевтерг в Музее архитектуры имени Щусева и музее-заповеднике "Царицыно".
Об этом рассказал на вернисаже сокуратор экспозиции, хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже Аркадий Ипполитов.
Итальянский мастер позднего Возрождения Андреа Палладио (1508-1580) оказал определяющее влияние на развитие архитектуры в России - и в помещичьих усадьбах XIX века, и в сталинской архитектуре прослеживаются принципы, придуманные им много веков назад.
"Практически это "приключения итальянца в России", которые иногда приобретают весьма интересные аспекты вроде дровяного сарая в палладианском стиле или дачи Любови Орловой, которая срисована с одной из вилл Палладио", - отметил Ипполитов.
В Москву выставка приехала после венецианского Музея Коррер, где она пользовалась большим успехом - за полтора месяца ее увидели почти 40 тыс. зрителей.
Первая часть экспозиции, "От барокко до модерна", открылась в Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно". По словам директора музея-заповедника "Царицыно" Натальи Самойленко , выставка "Палладио в России" - "абсолютно авторский проект".
"Концепция этой выставки - немножко хулиганистая и от этого еще более интересная", - сказала она. Так, например, московскую резиденцию Екатерины II "Царицыно" не достроили в том числе и потому, что императрица увлеклась идеями палладианства и в этом Самойленко видит определенный парадокс проекта.
В 1779 году по приглашению Екатерины II в Россию приезжают адепты Палладио Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги, а русский архитектор Николай Львов проектировал в то время по принципу "В моем Отечестве да будет вкус Палладиев". Палладианские прообразы, отмечают организаторы экспозиции, читаются в самых разных сооружениях той эпохи и вплоть до 1830-х годов - церквях, дворцах, частных домах, общественных зданиях. В эпоху модерна на рубеже XIX-XX веков, на волне интереса к неоклассике XVIII века также появляется немало строений в духе Палладио.
Экспозицию в Музее архитектуры имени Щусева "ХХ век" открывает забавных коллаж с изображением станции метро "Арбатская" на вспаханном поле. Здесь можно увидеть все, связанное с прошлым веком и так называемой "сталинской" архитектурой", в том числе проекты Ивана Жолтовского, Алексея Щусева и Ивана Фомина.
"Сейчас самое время обратиться к абсолютным ценностям и вспомнить про неистребимое стремление человека к гармонии и совершенству. Наиболее яркое проявление этого в нашей культуре - как раз русское палладианство. По моему глубокому убеждению, оно возникло не только под влиянием гения Палладио, а само по себе существовало в органике русской культуры", - считает директор Музея архитектуры Ирина Коробьина.
Архитектурная графика и модели зданий на выставке дополнены живописью и рисунками Левицкого, Боровиковского, Грабаря, Бенуа, Кандинского и других художников - таким образом организаторы проекта показывают, что влияние итальянского архитектора было много шире, чем просто архитектура.
Ближайшие выходные объявлены в Музее архитектуры уик- ендом Палладио: 24 апреля вечером там пройдет кураторская экскурсия, в субботу состоятся дискуссия "Особенности национального палладианства" и презентация каталога, а в воскресенье, 26 апреля, архитектор Максим Атаянц прочтет лекцию "Палладио и античное наследие: о плодотворности заблуждений".
Двухчастная выставка продолжит свою работу до 26 июля.Источник: ИТАР-ТАСС